Материально-техническое обеспечение образовательной организации
Здание (помещения) и участок МБДОУ, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования:
Общая площадь МБДОУ - детский сад комбинированного вида № 102 - 11 226 кв.м.
Площадь здания – 4796,20 кв.м.
Групповых помещений - 12
Групповые помещения оборудованы приемными, спальными местами, буфетной, умывальными и туалетными комнатами.
Помещения для работы медицинских работников (Медблок):
- кабинет врача – 1
- процедурный кабинет – 1
- изолятор- 1
- санузел для медперсонала-1
Помещение для приготовления питания детей:
- пищеблок – 1
Объекты хозяйственно-бытового и санитарно-гигиенического назначения:
- санузел для персонала -1
- прачечная - 1
- гладильная -1
- склад сухих продуктов - 1
- овощной склад - 1
В детском саду имеются:
- музыкальный зал - 1
- спортивный зал - 1
- костюмерная -1
- методический кабинет - 1
- кабинет заведующего - 1
- кабинеты специалистов - 7
- кабинеты доп. обучения - 2Оборудованные учебные кабинеты
В каждой группе созданы условия для реализации всех направлений развития детей в соответствии с возрастными особенностями детей, детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи) и требованием реализуемой основной общеобразовательной программы: познавательно-речевого, художественно-эстетического, социально-личностного, физического.
Игровой материал и методические пособия систематизированы по тематическому принципу. В каждой группе имеется микрометодкабинеты, оснащенные программно-методическими материалами, учебно-методическими материалами, учебно-дидактическими пособиями, раздаточным и демонстрационным материалом для реализации образовательной деятельности с детьми, в том числе детьми ОВЗ (тяжелые нарушения речи).
Эстетическое оформление групп позволяет воспитанникам чувствовать себя комфортно.
Для организации индивидуальной работы по коррекции речевого развития детей ОВЗ (тяжелые нарушения речи) в старшей и подготовительной к школе группах имеются оборудованные речевые центры.
Для осуществления образовательного процесса в достаточном количестве имеется программно-методический комплект: программы, методические пособия, справочная и энциклопедическая литература, наглядные пособия; технические средства обучения: магнитофоны, музыкальные центры, DVD, микрофоны, телевизоры, компьютеры, МФУ, фотоаппарат, видеокамера, мультимедиа проекторы, ламинатор, брошюровочная машина. Создана локальная сеть на 5 компьютеров. Интернет, WI-FI.
Объекты для проведения практических занятий
Для организации образовательной деятельности в ДОУ имеется:
1. Кабинет учителя - логопеда - 3
2. Кабинет психолога - 1
3. Кабинет изостудия - 1
4. Кабинет английского языка - 1
5. Групповые помещения -12 групп
Групповые помещения, кабинеты специалистов, прогулочные площадки оснащены оборудованием необходимым для организации образовательного процесса. Дидактические средства и оборудование способствуют всестороннему развитию детей: аудио альбомы, видео фильмы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки, игры для интеллектуального и сенсорного развития, наглядный и иллюстрированный материал; демонстрационный и раздаточный материал для обучения детей счету, развитию представлений о величине предметов, форме, числе и количестве, пространственных и временных представлениях, аудиозаписи развивающих занятий, рассказов и сказок, музыкальных произведений для детей, развивающие фильмы.
Библиотека
Библиотека в детском саду располагается в Информационно-методическом кабинете. Весь книжный фонд ДОУ можно условно разделен на части и включает в себя:
· методическая и справочная литература для педагогов;
· произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей;
· репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия;
· книги совместного пользования.
Методическая литература размещена по разделам: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Художественная литература», «Дошкольная педагогика и психология», «Справочная литература» (различные энциклопедии, справочники).
Значительное место отводится в Информационно-методическом кабинете периодическим изданиям профессиональной направленности: образовательная деятельность педагога с детьми и детьми ОВЗ (тяжелое нарушение речи). Дошкольное образовательное учреждение ежегодно оформляет подписку на журналы: «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика», «Управление ДОУ», «Справочник руководителя дошкольного учреждения», «Справочник старшего воспитателя», «Музыкальный руководитель».
Ведется систематический каталог журнальных статей, в которых освещаются актуальные вопросы воспитания детей дошкольного возраста. Весь книжный фонд учитывается.
В каждой возрастной группе для ежедневной помощи педагогу в осуществлении образовательного процесса содержится отобранная в соответствии с рабочей программой учебно-методическая литература для педагогов, художественная литература для чтения детям.
Объекты спорта
Для развития физических качеств и двигательных умений дошкольников в ДОУ оборудованы спортивный зал, спортивная площадка.
1 Спортивный зал используется для проведения учебных занятий по физической культуре, утренней гимнастики с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста, развлечений, связанных с двигательной активностью детей всех возрастных групп.
2 Спортивная площадка используется для занятий физической культурой, проведения гимнастики в теплое время года, спортивных праздников, досугов и развлечений на улице, спортивных и подвижных игр.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом воспитательно-образовательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Принципы использования средств обучения:
- учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
- гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
- учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
- сотворчество педагога и обучающегося;
- приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ННОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Условия питания обучающихся в учреждении
Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.
Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей. Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо. Таким образом, во всех ДОУ с продолжительностью пребывания детей более 3,5 часов организовывается горячее питание воспитанников, предусматривающее такое количество приемов пищи и их периодичность, чтобы длительность промежутков между отдельными приемами пищи не превышала 3,5 – 4 часов. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ.
Организация питания
Для нормального роста и развития ребенка необходимо правильно организованное питание. Растущий и быстро развивающийся организм требует достаточной по количеству и полноценной по качеству пищи. В детском саду этому вопросу уделяется огромное внимание. С этой целью в детском саду организовано 4-х разовое питание. Учреждение работает по новому 20-дневному меню, разработанному по "Сборнику технических нормативов для питания детей в дошкольных организациях", составители: Д. В. Гращенок, Л. И. Николаева
Требования к организации детского питания в учреждении
Питание детей осуществляется в соответствии с рекомендуемым 20-дневным меню.
Строго выполняется режим; В течение года обеспечивается выполнение норм питания ребенка; Строгое соблюдение санитарно – гигиенических требований.
Выполнение норм основных продуктов:
Выдерживается достаточное обеспечение калорийности и содержание всех жизненно важных пищевых компонентов:
- Используется максимальное разнообразие рациона;
- Проводится технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд;
- Пища, приготовленная на пищеблоке, всегда имеет хорошие вкусовые качества и привлекательный внешний вид блюд.
Организация питьевого режима:
· Питьевой режим в детском саду проводится в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3648-20.
· Питьевая вода доступна воспитанникам в течение всего времени нахождения в саду. Ориентировочные размеры потребления воды ребенком зависят от времени года, двигательной активности ребенка.
· При питьевом режиме используется кипяченая вода.
· Учреждение оборудовано системой очистки воды - фильтр Atoll.
Условия охраны здоровья обучающихся
Оздоровительную направленность имеет вся организация жизнедеятельности ребенка в ДОУ.
Развитие детей обеспечивается за счет создания развивающей среды и
реализации современных инновационных технологий. Созданная программа "БУДЬ
ЗДОРОВ!" - это комплексная система воспитания ребенка-дошкольника,
здорового физически и морально, всесторонне развитого, инициативного и
раскрепощенного, а также их педагогов и родителей.
Цель
программы:ориентирована на сохранение и укрепление физического и
психического здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, детей
ответственности в деле сохранения своего здоровья, улучшения медико-социальных
условий пребывания ребенка в детском саду.
Задачи
программы:
1. Охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их
физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма,
улучшение физической и умственной работоспособности.
2. Повышение мотивации у детей, их родителей потребности в
здоровом образе жизни.
3. Развитие у воспитанников основных физических качеств (силу,
быстроту, ловкость, выносливость и др.).
4. Создание оптимального режима дня, обеспечивающего гигиену
ребенка, комфортное самочувствие, нервно-психическое и физическое развитие.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя:
1)организацию питания воспитанников;
2) определение оптимальной учебной, режима учебных занятий;
3) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
4) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников, для занятия ими физической культурой и спортом;
5) прохождение обучающимися в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации медицинских осмотров;
6) обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в детском саду;
7) профилактику несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в детском саду;
8) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;
9) обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется по договору с МАУ ДГП № 13
Старшая медицинская сестра ДОУ: Левенец Луиза Зикафовна, образование среднее специальное, режим работы: 8.00 - 15.30, тел. 347-62-60
Лечебно-оздоровительная работа в режиме дня включает физкультурно-оздоровительные и лечебно-профилактические процедуры для детей, в том числе для детей с ОВЗ (тяжелые нарушения речи). Составление графиков проведения этих мероприятий требует гибкости и учета особенностей каждой возрастной группы. Составлением графиков занимались медики и педагоги, и все это вошло в единую основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
В ДОУ существует система рационального и сбалансированного питания в соответствии с возрастными особенностями детей. Полноценное питание обеспечивается соблюдением норм и разнообразием продуктов. В течение всего года дети получают свежие фрукты, овощи и соки.
Эффективная реализация лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий позволяет получать положительные результаты в оздоровлении детей, что подтверждается результатами мониторинга здоровья детей.
Мероприятия, проводимые в целях охраны здоровья воспитанников:
- профилактические прививки;
- туберкулино-диагностика воспитанников (реакция Манту);
- регулярный осмотр воспитанников на педикулез;
- закаливающие процедуры в режиме дня: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, прогулка;
- регулярный режим проветривания помещений;
- осмотры всех воспитанников с контролем роста, веса;
- работа бракеражной комиссии;
- осуществление входного контроля продуктов питания;
- санитарно-просветительская работа: лекции, беседы, выпуск санитарных бюллетеней;
- профилактика грипполом воспитанников;
- системная работа по профилактике и предупреждению травматизма среди воспитанников в образовательном процессе.
Деятельность учреждения по охране здоровья воспитанников осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона " Об образовании в Российской Федерации " от 29.12.2012 № 273 (ст. 41.Охрана здоровья обучающихся).
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В ДОУ создан официальный сайт в сети «Интернет».
ДОУ регулярно размещает в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте информацию, предусмотренную статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети доступны только для педагогов. Дети не имеют доступа к сети Интернет в ДОУ.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
http://owl21.ucoz.ru/ - Развивающий центр школьников и дошкольников "СОВЁНОК"
http://www.klepa.ru/- Детский портал "Клёпа"
Также ссылки на электронные образовательные ресурсы по вопросам безопасности размещены в разделе "Безопасность"