MyHLrIIr4rrAJrbHOE BTOAXETHOE AOIIIKOIbHOE OEPA3OBATEJIbHOE yr{PEXAEHI4E
AETCKI4I CAI KOMEhHI4POBAHHOIO BI4AA Ns 102
620072, r. E6arepuH6ypr, y.rr. CrrpoMoJroroBa,14 a,'re"n/Qarc: 347-05'81,347-62'60
http :// I 02.tvoysadik.nr/ orreKrpoHHar rroqra: mdou I 02@eduekb.ru
-
IIPI4FUITO
fleAarorr{rre
cKut
-
M coBeroM
AETCKI'II{
- AercKHft car
rou6unupoBulrlHoro BnAa }lbl 02
flpororoll }lb I or 29.08.2024 r.
MEAOY
A O Ir O JI H
IIP
lI
T E JI b H
Afl
OE
III
E O E PA 3 O B A T E JI b
HA.fl
LI3 O- C TyAkIfl (PAAyXKA>
CPOK PEAJII43AUI4I,I 4 |OAA (C 3 Ao 7(8) rer)
OIPAMMA
P asp a6 o mq uK np o zp (Mrvt b, :
EpeunHa B aneHrl{Ha flerponHa,
rreAarof AoloJIHvreJIbHoro o6paso BaHufl
r. ExarepuH6ypr, 2024 r.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная
записка
3-7
8
2. Задачи художественно - творческого
лет
3. Перспективное
тематическое
младшей группе
тематическое
детей 3-4
9-11
планирование
4. Задачи художественно- творческого
лет
5. Перспективное
средней группе
развития
развития
планирование
занятий
в
1213
детей 4-5
1317
занятий
в
1819
6. Задачи художественно- творческого развития детей 5-6 лет 1922
7. Перспективное
тематическое планирование занятий в
старшей группе
2324
8. Задачи художественно- творческого развития детей 6-7
лет
2428
9. Перспективное тематическое
планирование занятий в
подготовительной к школе группе
2935
10.
Педагогическая
диагностика
3639
11. Список
репродукций и предметов
искусства для
рассматривания
и
бесед
в
старшем
дошкольном
возрасте
4042
12. Список литературы
2
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы художественного
воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»
Лыковой И.А.
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым
чувством красоты и активным творческим началом. «Я убежден, - пишет
один из крупнейших представителей английской теоретической мысли
Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное
воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для
грядущих лет…»
В современной эстетико-педагогической литературе
сущность художественного воспитания понимается как формирование
эстетического отношения посредством развития умения понимать и
создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям
эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в
системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть
сформировано только в установке на восприятие художественных
образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся
как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом
индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность - специфическая по своему содержанию и
формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение
мира посредством искусства.
Художественная деятельность - ведущий способ эстетического воспитания
детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития
детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная
деятельность выступает как содержательное основание эстетического
отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание
художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического
освоения мира.
Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Венгер Л.А., Запорожец А.В.) привело к выводу о
взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим
опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов
восприятия зависят, в связи с этим, от овладения детьми выразительными
средствами и эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же,
3
как всю духовную культуру (Выготский Л.С, Мухина B.C.) и от уровня
владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного
объекта.
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного
наглядно-чувственного впечатления до возможности создания оригинального
образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы
социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного
развития средствами разных видов изобразительного и декоративноприкладного искусства в эстетической деятельности.
Цель и задачи Программы художественного воспитания, обучения и
развития детей 3-7 лет «Радужка»
Цель программы - формирование у детей раннего и дошкольного возраста
эстетического отношения и художественно-творческих способностей в
изобразительной деятельности.
Основные задачи:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2.Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Амплификация (обогащение) индивидуального художественно-эстетического опыта (эстетической апперцепции): «осмысленное чтение» - распредмечивание и опредмечивание -художественно-эстетических объектов с
помощью воображения и эмпатии (носителем и выразителем эстетического
выступает цельный художественный образ как универсальная категория);
интерпретация художественного образа и содержания, заключённого в
художественную форму.
4. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
5. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в
художественно-эстетическом освоении окружающего мира.
6.Формирование эстетической картины мира и основных элементов «Я концепции-творца».
4
Дидактические
«Радужка»
принципы
построения
и
реализации
Программы
Общепедагогические
принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ:
принцип культуросообразности: построение и/или корректировка
универсального эстетического содержания
программы с учётом региональных культурных традиций;
принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических
особенностей данной местности в данный момент времени;
принцип систематичности и последовательности: постановка и/или
корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в
логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от
хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания
программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к
возрасту;
принцип оптимизации
и
гуманизации учебно-воспитательного
процесса;
принцип развивающего характера художественного образования;
принцип природосообразности: постановка и/или корректировка задач
художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей
-возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
принцип интереса: построение и/или корректировка программы с
опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы
детей) в целом.
В программе художественного воспитания дошкольников «Радужка»
сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного
художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:
1) формирование эстетического отношения и художественных способностей
в активной творческой деятельности детей;
2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;
3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного
учреждения.
Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую
систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение
ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое,
5
привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное
стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к
оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д.
Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление
ведущих звеньев структуры личности в целом.
Для более чёткой ориентировки важно построить модель эстетического отношения детей к окружающему миру, которая в лаконичной (схематичной)
форме отразит комплекс взаимосвязанных компонентов художественного
развития ребёнка. Такая модель поможет распознавать и формировать
процесс художественно-творческого развития детей с учётом возрастных и
индивидуальных особенностей.
Методы эстетического воспитания:
метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с
целью овладения даром сопереживания;
метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости
на прекрасное в окружающем мире;
метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского
«Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны
убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как
чистый эстетический факт».);
метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо
приобщение детей к художественной культуре);
метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на
формирование эстетического вкуса;
метод разнообразной художественной практики;
метод сотворчества (с педагогом, народным мастером, художником,
сверстниками);
метод
нетривиальных
(необыденных)
творческих
ситуаций,
пробуждающих интерес к художественной деятельности;
метод эвристических и поисковых ситуаций.
Интеграция
разных
видов
изобразительного
искусства
и
художественной деятельности детей на основе принципа взаимосвязи
обобщённых представлений (интеллектуальный компонент) и обобщённых способов действий (операциональный компонент) обеспечивает
оптимальные условия для полноценного развития художественноэстетических способностей детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными возможностями.
Авторская программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет
«Цветные ладошки» включает систематизированный комплекс учебно6
методических
изданий
и
современного
(демонстрационного и раздаточного).
наглядного
материала
К учебно-методическим изданиям
относятся разработки занятий по изобразительной деятельности и художественному труду для всех возрастных групп детского сада. Для каждой возрастной группы издан отдельный сборник «Изобразительная деятельность в
детском саду: планирование, конспекты, занятия, методические
рекомендации», включающий примерное планирование занятий по
рисованию на учебный год и конкретные разработки занятий с
иллюстрациями, представляющими варианты образов и композиций, а также
основные способы и приёмы создания выразительного образа.
К наглядно-методическим изданиям
относятся:
тематические плакаты для обогащения восприятия детей, уточнения их
представлений об окружающем мире («Осень», «Зима», «Весна»,
«Лето»; «Фрукты», «Овощи»; «Наш луг», «Еловый лес» и пр.);
дидактические плакаты для развития чувства формы, цвета,
композиции и т.д. («Радуга», «Цветные пейзажи», «Цветные
натюрморты» и т.д.);
незавершённые композиции для выставочных коллективных работ по
сюжетному рисованию («Заюшкин огород», «Кошки на окошке»,
«Праздничная ёлочка», «Витрина магазина» и т.д.)серия альбомов для
детского художественного творчества «Наш вернисаж» («Дымковская
игрушка», «Фили-моновская игрушка», «Изразцы», «Писанки»).
7
Младшая группа
Задачи художественно-творческого развития детей 3-4 лет
Формировать способы зрительного и тактильного обследования
различных объектов для обогащения и уточнения восприятия
особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.
Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской,
семёновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и
показа условно-обобщённой трактовки художественных образов.
Проводить мини-спектакли с участием народных игрушек для создания
у детей праздничного настроения во время встреч с произведениями
народных мастеров.
Учить детей находить связь между предметами и явлениями
окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации.
Учить «входить в образ».
Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных
мастеров детской книги - Васнецова Ю., Ду-бинчик Т., Елисеева А.,
Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П.
Организовывать наблюдения в природе и уголке живой природы для
уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных,
а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений
(«Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки»,
«Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный
дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т.д.).
Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве
изобразительно-выразительных средств колористической,
композиционной и смысловой трактовки (обучение анализу не должно
опережать формирование умения воспринимать художевенный объект
нерасчленённо, в гармоничном единстве всех составляющих
компонентов).
Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и
приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных
средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия,
форма, ритм, динамика) в их единстве.
Побуждать детей самостоятельно выбирать способы изображения при
создании выразительных образов, используя для этого освоенные
технические приемы; развивать восприятие детей, формировать
представление о предметах и явлениях окружающей действительности,
создавать условия для их активного познания и на этой основе учить
детей:
отображать свои представления и впечатления об окружающем мире
доступными графическими и живописными средствами
сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми
действиями (например: «Дождик, чаще - кап-кап-кап!», «Бегут ножки
по дорожке - топ-топ-топ!»);
продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами - проводить
линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать
8
их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы;
продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки
рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску
на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и
раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно-, двух- и
многоцветные выразительные образы;
переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному
творчеству.
Перспективное тематическое планирование занятий в младшей группе
по изобразительной деятельности (3-4 года)
месяц
Название занятия
Октябрь
«Мой весёлый, звонкий Рисование круглых двуцветных
мяч»
предметов: создание контурных
рисунков, замыкание линии в кольцо и
раскрашивание, повторяющее очертания
нарисованной фигуры.
«Яблоко с листочком и
червячком»
«Падают, падают
листья»
Задачи занятия
Пластилинография. Передать круглую
форму яблочка и продолговатую форму
червячка, используя приемы
прокатывания пластилина между
лодошками.
9
«Грибы на пенёчке»
Рисование осенних листьев приёмом
«примакивания» тёплыми цветами
(красным, жёлтым, оранжевым
Бумажная пластика. Создание
коллективной композиции из грибов,
состоящих из 3-х частей (ножка, шляпка,
травка).
Ноябрь
«Дождь идёт!»
«Полосатые полотенца
для лесных
зверушек
«Мышка-норушка»
«Мамин цветок»
Изображение тучи и дождя ватными
палочками с изменением частоты
размещения пятен (пятнышки на туче
близко друг к другу, дождь на небе более редко, с просветами.
Рисование узоров из прямых и
волнистых линий на длинном
прямоугольнике. Развитие чувства
ритма (чередование в узоре 2-3 цветов
или разных линий)
Пластилинография. Создание
пластическими средствами образа
мышки на основе конуса.
Коллаж из осенних листьев и цветочных
лепестков. Составление композиций из
семян клена, листьев и пластилина.
Развитие чувства цвета и формы.
Декабрь
«А снег идёт!»
«Серпантин»
«Праздничная ёлочка»
Рисование хаотичных узоров в технике
по-мокрому. Раскрепощение рисующей
руки. Развитие чувства цвета
(восприятие и создание разных оттенков
синего). Выделение и обозначение
голубого оттенка.
Свободное проведение линий разного
цвета (красного, синего, жёлтого,
зелёного) и различной конфигурации
(волнистых, спиралевидных, с петлями и
их сочетание). Самостоятельный выбор
10
листа бумаги для фона (формат, размер,
величина). Раскрепощение рисующей
руки.Развитие чувства цвета и формы.
«Снеговик великан»
Пластилинография. Украшение
пушистой нарядной ёлочки. Развитие
воображения, фантазии, мелкую
моторику. Освоение формы и цвета как
средств образной выразительности.
Понимание взаимосвязи формы,
величины и пропорций изображаемого
предмета.
Аппликация из ватных дисков. Создание
сюжетной композиции из фигурок,
выполненных на основе круга с
привлечением дополнительных
материалов.
Январь
«Новогодние игрушки,
шары»
«Зайка беленький»
Рисование кругов, контрастных по
размеру (диаметру). Самостоятельный
выбор кисти: с широким ворсом - для
раскрашивания шариков, с узким ворсом
-для раскрашивания игрушек.
Рисование ватными палочками приемом
примакивания. Согласование пропорций
фона (листа бумаги) и задуманного
образа.
«Снеговик-великан»
Февраль
Создание образа снеговика, сказочной
обстановки. Развитие чувства формы и
ритма, глазомера и мелкой моторики.
«Танк для папы»
Рисование по мотивам сказок.
Самостоятельный выбор темы,
образов сказочных героев и средств
художественно-образной
выразительности. Развитие
воображения.
«Большая стирка
(платочки и
полотенца)»
Пластилинография. Создание сюжетных
композиций и отдельных лепных
деталей с привлечением
дополнительных материалов. Развиваем
«В некотором царстве»
11
воображение.
«Утенок»
Рисование предметов квадратной и
прямоугольной формы. Создание
композиции на основе линейного
рисунка (бельё сушится на верёвочке.
Бумажная пластика. Создание весёлых
композиций. Развитие мелкой моторики
и воображения.
Март
«Цветок для мамочки»
«Сосульки»
«Неваляшка танцует»
«Ромашки.»
Аппликация. Подготовка подарка мамам
на праздник. Освоение техники работы
ножницами с бумагой и клеящим
карандашом. Развиваем моторику,
воображение и фантазию.
Создание изображений в форме
вытянутого треугольника. Сочетание
изобразительных техник: обрывная
аппликация, рисование красками и
карандашами. Воспитание интереса к
рисованию
Изображение неваляшки в движении
(в наклонном положении). Сочетание
материалов и способов создания образа.
Развитие чувства формы и цвета.
Бумажная пластика. Самостоятельный
выбор материалов и средств
художественной выразительности.
Воспитывать художественный вкус.
Развитие мелкой моторики,
воображения, чувства цвета и формы.
Апрель
«Ручеёк и кораблик»
«Почки и листочки»
«Божья коровка»
Составление композиции из нескольких
элементов разной формы (ручеёк и
кораблики). Развитие чувства формы и
композиции.
Освоение изобразительновыразительных средств для передачи
трансформации образа: рисование ветки
с почками и листочками.
«Флажки»
12
Бумажная пластика. Научить передавать
образа жука (божьей коровки), на основе
зелёного листика, вырезанного
воспитателем. Развитие чувства цвета и
формы.
Лепка флажков разной формы
(прямоугольных, пятиугольных,
полукруглых). Развитие чувства формы
и цвета.
Май
«Филимоновские
игрушки»
«Цыплята и
одуванчики»
«Поросята –
заморашки»
«Носит одуванчик
желтый сарафанчик»
Знакомство с филимоновской игрушкой.
Оформление силуэтов фигурок
освоенными декоративными
элементами. Проведение тонких прямых
линий кисточкой, нанесение цветных
пятен приёмом «примакивание».
Воспитание интереса к народному
декоративно-прикладному искусству.
Развитие «зрительской» культуры и
художественного вкуса.
Создание монохромной композиции на
цветном фоне. Рисование цыплят и
одуванчиков нетрадиционными
способами (пальчиками, ватными
палочками, тряпочкой). Создание
условий для экспериментирования с
художественными материалами.
Воспитание интереса к природе и
отражению представлений
(впетчатлений) в доступной
изобразительной деятельности.
Пластилинография. Создание
композиции «Поросята купаются в
луже». Самостоятельный выбор
выразительных средств. Развитие
чувства формы и мелкой моторики.
Аппликация обрывная. Создание
выразительных образов луговых цветов
– желтых и белых одуванчиков в
технике обрывной аппликации. Развитие
мелкой моторики, синхронизация
13
движений обеих рук.
Изобразительная деятельность в средней группе
Задачи художественно-творческого развития детей 4-5 лет
Особенности возраста обусловливают необходимость подкрепления любого
продуктивного вида деятельности словом, пластическим движением,
проигрыванием... Без этого ребёнку сложно раскрыть задуманный образ,
объяснить желаемое действие. В силу возрастных особенностей маленький
ребёнок легко перевоплощается, активно общается и быстро включается в
игру, увлекаясь придуманным образом и действием. Поэтому любой вид
продуктивной творческой работы детей целесообразно обогащать и
поддерживать другими видами художественной деятельности (словом,
жестом, игровой ситуацией).
Интеграция видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном
детстве имеет естественный характер. Дети дошкольного возраста часто
самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно
ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с
художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами (карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания
образа и средств художественной выразительности. Дошкольники разных
возрастов с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную
для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно (ощупывая руками)
художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми
разными приёмами особенности бумаги, красок, пастели, восковых мелков,
ткани, природного материала..
В средней группе реализуются следующие задачи:
Поддерживать интерес детей к народному и декоративному
искусству (дымковская, филимоновская, богородская игрушка,
семёновская или полхов-майданская матрёшка), знакомить с
произведениями разных видов изобразительного искусства (живопись,
14
натюрморт, книжная графика); поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.
Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием
раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание
изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель,
транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления
природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни
(праздники); учить самостоятельно находить простые сюжеты в
окружающей жизни, художественной литературе; помогать выбирать
сюжет коллективной работы.
Обращать внимание детей на образную выразительность разных
объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи,
созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения,
природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель,
посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из каких
деталей складываются многофигурные композиции, как по-разному
выглядит с разных сторон один и тот же объект.
Поощрять детей воплощать в художественной форме свои
представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать
личностное творческое начало.
Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов
(городской дом высокий, многоэтажный, каменный, а деревенский
низкий, одноэтажный, деревянный)
Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным
расположением изображения на листе бумаги.
Развивать у детей способность передавать одну и ту жеформу или
образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в
рисунке).
Сочетать различные техники изобразительной деятельности (графика,
живопись, ) (например, сюжеты «Наш огород», «Наш аквариум»).
Поддерживать интерес к содержанию новых слов: «художник»,
«музей», «выставка», «картина», «скульптура» и пр.;
Проводить коллективные работы («Золотая осень», «Цветные
зонтики», «Муха-Цокотуха»), учить согласовывать свои действия с
действиями других детей (под руководством взрослого).
Консультировать родителей на тему того, как организовать дома
изобразительную деятельность ребенка.
Проявлять уважение к художественным интересам и работам ребенка,
бережно относиться к результатам его творческой деятельности.
Создавать условия для самостоятельного художественного творчества.
В дидактических играх с художественным содержанием учить
различать цветовые контрасты; предлагать размещать цвета по степени
интенсивности (до 5 светлотных оттенков), по порядку размещения
цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая
переходы от одного цвета к другому.
15
Создавать условия для свободного, самостоятельного, разнопланового
экспериментирования с художественными материалами , изобразительными техниками, учить детей создавать с натуры или по
представлению образы и простые сюжеты, передавая основные
признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогать
воспринимать и более точно передавать форму объектов через
обрисовывающий жест; учить координировать движения рисующей
руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве
бумажного листа, мелкие - для прорисовывания деталей, ритмичные для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные
композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен,
геометрических форм..
Перспективное тематическое планирование занятий в средней группе (45 лет)
Месяц
Название занятия
Задачи занятия
Октябрь
«Грибное лукошко»
Рисование простых сюжетов по замыслу.
Выявление уровня развития графических
умений и композиционных способностей.
Развиваем фантазию.
«Храбрый петушок»
«Листопад»
«Кисти рябины
Рисование петушка гуашевыми красками.
Совершенствование навыков техники
лепки. Лепка с элементами
конструирования из природного материала.
Создание выразительного образа петушка
из пластилина и природного материала.
Развитие чувства формы.
16
красной»
Создание красивых композиции на бумаге.
Знакомство с явлением контраста. Коллаж
осенних листьев.
Создание красивых осенних
композиций с передачей настроения.
Свободное сочетание художественных
материалов, инструментов и техник.
Ноябрь
«Мышь и воробей»
«Зайка серенький
стал беленьким»
«Бабушкин домик»
«Лижет лапу
сибирский кот»
Создание простых графических сюжетов по
мотивам сказок. Понимание обобщённого
способа изображения разных животных
(мышь и воробей)
Трансформация выразительного образа
зайчика: замена летней шубки на зимнюю раскрашивание бумажного силуэта серого
цвета белой гуашевой краской.
Рисование с элементами аппликации. Дать
представление о русской избе как
памятнике русской деревянной
архитектуры; учить передавать особенности
строения избы, украшать узорами окна,
двери.
Создание пластической композиции, лепка
спящей кошки и размещение ее на коврике.
Лепка с передачей строения (туловища,
головы, лап и хвоста).
Декабрь
«Котятки и перчатки» Изображение и оформление «перчаток»
(или «рукавичек») по своим ладошкам правой и левой. Формирование графических
умений - обведение кисти руки с
удерживанием карандаша на одном
расстоянии без отрыва от бумаги. Создание
«Наша ёлочка»
орнамента узора на печатках.
Лепка новогодней ёлки с передачей
особенностей её строения и размещения в
«Сказочные птицы»
пространстве. Выбор конкретных приёмов
работы в зависимости от общей формы
художественного объекта. «Лепка на основе
аппликативного треугольника для контроля
длины веток».
17
«Забавные
животные»
Учить детей рисовать птиц по
представлениям (по сказкам); передавать в
рисунке правильную посадку головы птицы,
положение крыльев, хвоста; воспитывать
любовь и бережное отношение к пернатым.
Познакомить детей с творчеством
Е.И.Чарушина; учить рисовать животных,
составляя изображение из простых форм
(овал, круг, линия и т.д.). Развивать
наблюдательность, эстетическое восприятие
окружающего мира и желание его
изображать
Январь
«Снеговики в
шапочках и
шарфиках»
«Морозные узоры»
«Дворец для
снегурочки»
«Девочкаснегурочка»
Рисование нарядных снеговиков в шапочках
и шарфиках. Освоение приёмов
декоративного оформления одежды.
Развитие глазомера, чувство цвета, формы.
Рисование морозных узоров,
экспериментирование с красками для
получения разных оттенков голубого цвета.
Свободное творческое применение разных
декоративных элементов (точка, круг
завиток, лепесток, волнистые и прямые
линии).
Продолжать знакомить детей с
произведениями поэтов, художников и
композиторов о зиме. Учить детей создавать
сказочный образ, рисуя основу здания и
придумывая украшающие детали ( решетки,
балконы, различные колонны). Учить
делать набросок карандашом только
главных деталей; закреплять приёмы
рисования гуашью.
Учить детей лепить Снегурочку в шубке.
Вспомнить с детьми содержание сказки о
Снегурочке, попросить придумать новую
сказку. Развивать самостоятельность,
творческую активность. Передача
несложного движения лепной фигуры.
Скрепление туловища и головы с помощью
валика свёрнутого в кольцо.
18
Февраль
«Как розовые яблоки, Рисование снегирей на заснеженных ветках.
на ветках снегири!» Создание простой композиции. Передача
особенностей внешнего вида конкретной
птицы - строения тела и окраски.
«Мишка и мышка»
Самостоятельный отбор содержания
рисунка. Решение творческой задачи:
изображение контрастных по размеру
образов (мишка и мышка) с передачей
«Храбрый мышонок» взаимоотношений между ними. Получение
серого цвета для рисования мышки.
«Замёрзшее дерево»
Рисование с элементом аппликации.
Передача сюжета литературного
произведения: создание композиции,
включающей героя - храброго мышонка - и
препятствий, которые он преодолевает.
Учить создавать в рисунке образ
замёрзшего дерева; закреплять умение
правильно рисовать строение дерева (ствол,
сучки, тонкие ветви). Развивать
воображение, творческие способности.
Март
Апрель
«Весёлые матрёшки » Знакомство с матрёшкой как видом
народной игрушки. Рисование матрёшки с
натуры с передачей формы, пропорций и
элементов оформления «одежды» (цветы и
листья на юбке, фартуке, сорочке, платке).
Воспитание интереса к народной культуре.
«Красивые салфетки»
Рисование узоров на салфетках круглой и
квадратной формы. Гармоничное сочетание
элементов декора по цвету и форме (точки,
«Подарим маме
круги, пятна, линии прямые и волнистые).
цветы»
Понимание зависимости орнамента от
формы салфетки.
Учить рассматривать живые цветы, их
строение, форму, цвет; рисовать стебли и
«Сосульки на крыше» листья зелёной краской, лепестки- ярким,
красивым цветом (разными
приёмами).Закреплять умение использовать
в процессе рисования разнообразные
«Хитрая кошка с
формообразующие движения.
воздушными
19
щариками»
«Рыбки играют,
рыбки сверкают»
«Изящные рисунки
Ю.Васнецова к к
книге «Шуткиприбаутки»
«Живые облака»
Изображение сосулек разными
аппликативными техниками и создание
композиции. Резание ножницами с
регулированием длинны разреза. Освоение
способа вырезания сосулек из бумаги,
сложенной гармошкой.
Лепка простых сюжетов по мотивам
литературного произведения. Свободный
выбор изобразительно-выразительных
средств для передачи характера и
настроения персонажа кошки, поймавшую
мышь).
Бумажная пластика. Изображение рыбок
из отдельных элементов (кругов, овалов,
треугольников). Развитие комбинаторных и
композиционных умений.
Познакомить детей с творчеством
Ю.Васнецова; учить создавать иллюстрации
к детским потешкам, передавать образы
персонажей; развивать образное мышление,
воображение.
Обрывная аппликация по замыслу.
Изображение облаков по форме похожих на
знакомые предметы. Освоение обрывной
техники аппликации.
Май
«Радуга-дуга, не
давай дождя!»
«У солнышка в
гостях»
Самостоятельное и творческое отражение
представлений о красивых природных
явлениях разными изобразительновыразительными средствами. Создание
интереса к изображению радуги.
Формирование элементарных
представлений по цветоведению (последовательность цветовых дуг в радуге,
гармоничные цветосочетания на цветовой
модели). Развитие чувства цвета.
Воспитание эстетического отношения к
природе.
Аппликация сюжетная с элементами
рисования. Рисование просых сюжетов по
мотивам сказок. Закрепление техники
20
«Праздничный
салют»
«Красивое платье»
вырезания округлых форм из квадрата
разной величины. Понимание обобщенного
способа изображения разных животных
(цыпленок и утенок) в аппликации и
рисовании на основе двух кругов или
овалов разной величины (туловище и
голова). Развитие способности к
формообразованию.
Учить детей рисовать праздничный
салют, используя восковые мелки, акварель
или гуашь; познакомить детей с
достопримечательностями г.
Екатеринбурга; прививать любовь к нашей
Родине, её традициям.
Пластилинография. Познакомить детей с
работой ателье мод; слепить и украсить
красивую одежду, развивать эстетическое
восприятие; обратить внимание на то, что
искусство окружает нас повсюду.
Изобразительная деятельность в старшей группе
Задачи художественно-творческого развития детей 5-6 лет
21
Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного
наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными изобразительно-выразительными средствами.
Движение от простого образа-представления к эстетическому обобщению, от
восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего
смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых,
передающих детям основы культуры.
Исходя из этого, воспитатель ставит перед собой и творчески реализует целый комплекс взаимосвязанных задач.
Знакомить детей с произведениями разных видов искусства
(живопись, графика, народное и декоративно-прикладное искусство,
архитектура) для обогащения зрительных впечатлений,
формирования эстетических чувств и оценок.
Обращать внимание детей на образную выразительность разных
объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи,
созданные руками народных умельцев, архитектурные сооружения,
природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель,
посуда, одежда, игрушки, книги и т.п.); учить замечать общие
очертания и отдельные детали, контур, колорит, узор; показывать, из
каких деталей складываются многофигурные композиции, как поразному выглядит с разных сторон один и тот же объект.
Поощрять детей воплощать в художественной форме свои
представления, переживания, чувства, мысли; поддерживать
личностное творческое начало.
Обогащать содержание изобразительной деятельности в соответствии
с задачами познавательного и социального развития детей старшего
дошкольного возраста; инициировать выбор сюжетов о семье, жизни в
детском саду, а также о бытовых, общественных и природных
явлениях (воскресный день в семье, детский сад на прогулке, профессии близких взрослых, любимые праздники, средства связи в их
атрибутном воплощении, ферма, зоопарк, лес, луг, аквариум, герои и
эпизоды из любимых сказок и мультфильмов).
Учить детей грамотно отбирать содержание рисунка («населять» лес,
водоём, пустыню соответствующими обитателями, на лугу изображать
ромашки, васильки, колокольчики, а в саду - розы, астры, тюльпаны).
Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов и
явлений на основе представлений, полученных из наблюдений или в
результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций в
детских книгах и энциклопедиях (у золотого петушка разноцветный
хвост, ярко-красный гребень и бородка); отражать в своих работах
обобщённые представления о цикличности изменений в природе
(пейзажи в разное время года).
Совершенствовать изобразительные умения во всех видах
художественной деятельности: продолжать учить передавать форму
изображаемых объектов, их характерные признаки, пропорции и
взаимное размещение частей; передавать несложные движения (птичка
летит, кукла пляшет, кошка подкрадывается к мышке, спортсмен
22
бросает мяч рукой или отбивает ногой), изменяя статичное положение
тела или его частей (приподнятые крылья, поднятые или
расставленные в стороны руки; согнутые в коленях ноги); при
создании сюжета передавать несложные смысловые связи между
объектами, стараться показать пространственные взаимоотношения
между ними (рядом, сбоку, вверху, внизу), используя для ориентира
линию горизонта.
Поддерживать стремление самостоятельно сочетать знакомые
техники, помогать осваивать новые, по собственной инициативе
объединять разные способы изображения.
Формировать представления о художественных ремеслах (резьба и
роспись по дереву, гончарное дело, ткачество, ковроделие и т.п.),
знания о том, какими материалами и инструментами пользуются
мастера.
Совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски,
чтобы получать новые цвета и оттенки; легко, уверенно пользоваться
кистью - умело проводить линии в разных направлениях, в
декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти
или концом); учить рисовать акварельными красками; показать
возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких
цветов или их оттенков .
Перспективное тематическое планирование занятий по изобразительной
деятельности в старшей группе (5-6 лет)
Месяц Название
занятия
Задачи занятия
Октяб «Осенний
Рисование овощей по их описанию в загадках и
рь
натюрморт» шуточном стихотворении; развитие воображения.
«Осенние
картины»
Аппликация (аранжировка из осенних листьев и
плодов). Создание сюжетных композиций из
природного материала, засушенных листьев, лепестков,
семян. Развитие чувства цвета и композиции.
23
Бумажная пластика. Совершенствование техники
работы с креповой бумагой. Развитие мелкой моторики.
«Барашки на Создание сюжетной композиции из силуэтов животных
лугу»
и растений.
Лепка сюжетная. Лепка из цилиндров однородных
фигурок, различающихся по величине; составление
«Собака со сюжетной композиции.
щенком»
Ноябр «Белая
ь
берёзка»
Рисование осенней берёзки по мотивам лирического
стихотворения; гармоничное сочетание разных
изобразительных техник
Рисование восковыми мелками. Создание парных
«Ворона и
иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных
лиса»
по характеру образов одного героя; поиск средств
(два занятия) выразительности.
Свободное экспериментирование с разными
«Чудесные материалами и инструментами: опредмечивание
превращения -«оживление» необычных форм.
кляксы»
Декаб «Белая
рь
берёза под
моим
окном…»
Изображение зимней (серебряной) берёзки по мотивам
лирического стихотворения; гармоничное сочетание
разных изобразительных техник.
Построение кругового узора из центра, симметрично
располагая элементы на лучевых осях или по
концентрическим кругам.
«Волшебные
снежинки» Рисование еловой ветки с натуры; создание
коллективной композиции «рождественский венок»
«Еловые
веточки»
Пластилинография. Учить детей изображать
характерные черты кошки, а так же с помощью стека
передать пушистый мех животного. Учить составлять
композицию, развивать наблюдательность,
«Кошка с
самостоятельность, творческую активность
котятами»
Январ «Весёлый
ь
клоун»
Рисование выразительной фигуры человека в
контрастном костюме -в движении и с передачей
24
мимики (улыбка, смех).
«Сказочные
Учить детей моделировать птиц из ватных дисков.
птицы»
Развивать творческую активность и самостоятельность.
Развитие композиционных умений (располагать по
всему листу бумаги с передачей пропорциональных и
пространственных отношений).
«Бабушкины
Лепка сюжетная, по мотивам народных сказок.
сказки»
Самостоятельный выбор образа сказочного героев и
(2 занятия)
композиций, с передачей движений и взаимодействий
между персонажами.
Февра «Наша
ль
группа»
Отражение в рисунке личных впечатлений о жизни в
своей группе детского сада; сотворчество и
сотрудничество.
«Волшебные Лепка фантазийных цветов по мотивам экзотических
цветы»
растений; освоение приёмов видоизменения и
декорирования лепестков и венчиков.
«Пароход»
Рисование восковыми карандашами. Передача
особенностей водного транспорта.
Аппликация с элементами рисования мужского
«Былинные портрета с передачей характерных особенностей
герои»
внешнего вида, характера и настроения былинного
богатыря.
Март «Милой
мамочки
портрет»
«Солнечный
цвет»
«Дымковска
я барышня»
Рисование женского портрета с передачей
характерных особенностей внешнего вида, характера и
настроения конкретного человека.
Экспериментальное (опытное) освоение цвета;
расширение цветовой палитры «солнечных» оттенков.
Декоративное оформление вылепленных фигурок по
мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами,
точками, штрихами).
Свободное экспериментирование с акварельными
красками и разными художественными материалами:
рисование неба способом цветовой растяжки «по
25
«Весеннее
небо»
Апрел «Я рисую
ь
море»
«Кошки на
окошке»
мокрому».
Свободное экспериментирование с акварельными
красками и разными художественными материалами:
рисование неба способом цветовой растяжки «по
мокрому.
Силуэтная аппликация и декоративное рисование.
Создание композиций из окошек с симметричными
силуэтами кошек и декоративными занавесками.
«Превращени
я камешков» Создание художественных образов на основе
природных форм (камешков). Освоение разных приёмов
рисования на камешках различной формы.
Май
«Наш
аквариум»
Бумажная пластика. Передать характерные
особенности обитателей аквариума, рыбок скалярий, из
отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников).
«Яблоня в
цвету»
Экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие
творческого воображения, чувства цвета и композиции;
расширение «весенней» палитры. Воспитание
художественного интереса к природе, отображению
представлений и впетчатлений от общения с ней в
изодеятельности.
«Цапля на
болоте»
Бумажная пластика. Передать характерный образ
птицы, природы (цапли, лягушки, болота).
Самостоятельное и творческое отражение
представлений о красивых природных явлениях
разными изобразительно-выразительными средствами.
«Вот моя
деревня»
Рисование коровы восковыми мелками. Развитие
творческого воображения, чувства цвета и композиции.
Воспитание художественного интереса к природе,
животному миру, отображению представлений и
впетчатлений от общения с ними в изодеятельности.
«Неприбранн
Закрепить знания о жанре живописи- натюрморте.
ый стол»
Учить детей рассматривать натуру, сравнивая длину,
26
ширину, цвет, форму предметов. Учить делать
подготовительный набросок, т.е. строить рисунок,
намечая основные контурные очертания простым
карандашом; затем закрашивать акварельными
красками.
Условия реализации программы
Организация образовательного процесса на принципах интеграции
позволяет, находить и осваивать широкое поле эстетической деятельности
детям и воспитателям. Помогает творчески организовывать
свою
деятельность, нетрадиционно, интересно, находить в ней моральное и
духовное удовлетворение. Любой вид творческой работы детей
целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности
(словом, жестом, игровой ситуацией, игрой драматизацией и пр.) Особенно
ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с
художественными материалами (бумагой, глиной), инструментами
(карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов
создания образа и средств художественной выразительности. Поэтому одним
из основных условий интеграции видов изобразительного искусства в
детском саду является создание развивающей среды для «воспитания чувств
ребенка», чувства общения на уровне «Я и вещь», «Я и окружение», развитие
понимания взаимосвязи вещей и человека, представления о жизни вещей.
В 3-4 года основное направление работы – единство цвета и слова:
Освоение цвета как основного художественно-выразительного
средства. Развитие восприятия цвета в природе (деревья, цветы, листья,
камни и пр.) и окружающей жизни (игрушки, бытовые предметы).
Знакомство со свойствами разнообразных материалов, обогащение
сенсорного опыта детей.
27
Обучение выражению разнообразных чувств, настроений через цвет,
форму, линию, движение.
Создание условий для активного участия детей в творческом процессе
по созданию выразительных образов в разных видах деятельности.
В 4-5 лет основное направление работы – освоение разнообразия форм:
красота в жизни и в искусстве:
Развитие чувства формы через освоение форм в природе, окружающей
предметно-бытовой
среде;
инициирование
интереса
к
«украшательству» и обустройству своего дома, домика своих игрушек.
Выражение собственного отношения к окружающему миру, героям
литературных произведений, к любимым и близким людям.
Развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной
выразительности: цвет, форму, ритм, настроение, жест, интонацию,
мимику.
Развитие ощущения пространства, свободная ориентировка в
«близком» (небольшом) и «широком» пространстве.
Приобщение к художественной деятельности – желание создать
красивое, радуя себя и других.
В 5-6 лет основное направление развития – единство формы и действия
(сюжет и композиция). Цвет и форма в игровом пространстве (кукольном,
детском, декоративном):
Умение переносить свои впечатления об окружающем мире в
творческие игры, художественную деятельность.
Развитие ощущения и восприятия объемных форм, представлений о
разнообразии цвета в жизни (гармоничных сочетаний и оттенков),
владения пространством изображаемой плоскости.
Развитие воображения и художественно-творческих способностей.
Формирование готовности к школьному обучению.
Психолого-педагогические
условия
реализации
авторской
программы:
создание
культуросообразного
образовательного
пространства
дошкольного учреждения.
разработка базисного содержания дошкольного уровня образования, на
основе которого осуществляется интеграция интеллектуального и
эстетического развития детей.
поддержка самостоятельного художественного творчества детей.
создание условий для свободного экспериментирования детей с
художественными материалами и их свойствами, художественными
инструментами и изобразительно-выразительными средствами.
разнообразие художественных материалов
Дети рисуют не только цветными карандашами, кистями или мелками
(восковыми, пастельными, меловыми), но и любыми другими предметами
(прутиками, деревянными палочками, зубными щетками, ватными
палочками, ватными дисками, собственными пальчиками и ладошками),
овладевают простейшими приемами граттажа, монотипии (техники
графического оттиска). В качестве основы или фона, на который наноситься
рисунки, помимо бумаги используется песок, манная крупа и т.д.
28
Подготовка «коллективных работ» обеспечивает развития у ребенка
«интегрального видения» мира (на уровне воображения) с обобщенной
позиции другого человека (взрослого, сверстника), варьирующего те или
иные нормы эстетического сознания (В.Т. Кудрявцев). Принципиально
важно, что такое «видение» в широкой перспективе фиксирует и уникальный
вклад самого ребенка в создание совокупного, коллективного произведения,
которое в итоге становиться «авторским». Педагог-гуманист В.А
Сухомлинский писал, что детство – это каждодневное открытие мира, и
нужно сделать так, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием
красоты природы, человека и Отечества. Но знакомить детей с каждым
предметом и явлением окружающего мира нужно в его связях с другими: «Открыть его так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками
радуги». Он подчеркивал, что окружающий мир (в первую очередь, природа)
становиться школой умственного труда лишь в том случае, если ребенок
отвлекается от окружающих его вещей, научается абстрагировать и
обобщать. Яркие образы действительности необходимы для того, чтобы
ребенок научился замечать и познавать взаимодействия как важнейшую
черту окружающего мира в его важнейших структурных связях.
Работая с детьми, руководствуясь высказыванием педагога
Амалашвили: «Ты хорошо сделал, а в следующий раз ты сделаешь лучше».
Только доброе отношение к ребенку, и к тому, чем он занимается, позволяет
добиться хорошего результата в работе.
29
Показатели
художественно-творческого развития детей дошкольного возраста
Общие показатели развития детского творчества:
компетентность (эстетическая компетентность)
творческая активность
эмоциональность
произвольность и свобода поведения
инициативность
самостоятельность и ответственность
способность к самооценке
Специфические показатели развития детского творчества в
продуктивных видах деятельности (по данным исследований Т.Г.
Казаковой, Л.А. Парамоновой, Б.А. Флёриной, А.Е. Шибицкой):
субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов
решений творческой задачи, так и результата (продукта) детского
творчества;
» нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для
создания художественного образа;
большая динамика малого опыта, склонность к экспериментированию
с художественными материалами и инструментами;
индивидуальный «почерк» детской продукции;
самостоятельность при выборе темы, сюжета, композиции,
художественных материалов и средств художественно-образной
выразительности;
способность к интерпретации художественных образов; » общая
ручная умелость.
Экспериментальная модель выразительного художественного образа
как интегральной художественно-эстетической способности включает
комплекс эстетических способностей и умений (И.А. Лыкова):
восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и
предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
осмысленное «чтение» - распредмечивание и опредмечивание художественно-эстетических объектов с помощью воображения и
эмпатии, (носителем эстетического выступает выразительный образ
как универсальная категория); интерпретация формы и содержания,
заключённого в художественную форму;
творческое освоение «художественного языка» - средств художественно-образной выразительности;
самостоятельное созидание (сотворение) художественных образов в
изобразительной деятельности;
проявление эстетического отношения во всех видах детской
художественной деятельности и повседневной жизни (таких, как:
самодеятельные игры и занятия, прогулки, самообслуживание);
30
экспериментирование с художественными инструментами,
материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания
художественных образов.
Список репродукций и предметов искусства,
рекомендуемых для рассматривания и беседв старшем дошкольном
возрасте
ЖИВОПИСЬ
НАТЮРМОРТЫ
Врубель М.«Сирень»; Кончаловский П.«Персики», «Сирень», «Сирень
белая и розовая»
МанеЭ. «Белая сирень», «Васильки», «Одуванчики»
Садовников В.«Цветы и фрукты»
Толстой Ф.«Букет цветов, бабочка и птичка», «Клубника»
Хруцкий И.«Натюрморт со свечой», «Фрукты»
ПЕЙЗАЖИ
Айвазовский И.«Волна», «Девятый вал», «Радуга», «Чёрное море»
Бакшеев В.«Голубая весна»
Борисов-Мусатов В.«Весна»
Бродский И.«Осенние листья»
Васильев Ф.«Деревенский пейзаж», «Мокрый луг», «Оттепель»,«Перед
дождём» Васнецов В.«Река Вятка»
Волков Е.«Ранний снег»
Гаврилов В.«Свежий ветер»
Грабарь И.«Иней», «Мартовский снег»
Грицай А.«Весна в городском парке», «Ледоход»
31
Дубовский Н.«Притихло»
Зверьков Е.«Голубой апрель», «Ледоход на Мезени»
Левитан
И.«Большая
вода», «Весна.
Большая
вода», «Золотая
осень», «Март», «Озеро. Русь»
Мухин А.«Последний снег»
Остроухов И.«Золотая осень», «Осень»
Поленов В.«Московский дворик»
Полюшенко А.«Май»
Саврасов А.«Грачи прилетели», «Осень»
Саврасов В.«Радуга»
Сомов К.«Радуга»
Степанов А.«Журавли летят», «Лоси»
Шишкин И.И.«Берёзовая роща», «Дебри», «Зимний лес», «Зимний лес.
Иней»
«Корабельная роща», «Рожь», «Утро в сосновом бору»
ПОРТРЕТЫ
Аргунов И.«Автопортрет», «Портрет неизвестной крестьянки в русском
костюме» Боровиковский В.«Портрет Лопухиной»
Василенко В.«Юрий Гагарин»
Васнецов А.«Весна» Васнецов В.«Автопортрет, «Гусляры», «Снегурочка»
Кончаловский П.«Автопортрет»
Крамской И.«Неизвестная»
Маковский К.«Дети, бегущие от грозы»
Нестеров
М.«Портрет
В.И.
Мухиной», «Портрет
скульптора
ИванаДмитриевича Шадра» Перов В.«Тройка»
Прянишников И.«Воробьи»
Пименов Ю.«Новая Москва»
Сергеев М.«Сказание о невидимом градеКитеже»
► Открытки и календари (плакаты) с видами города (или областного
центра), в котором проживают дети
► Открытки с видами Москвы, Санкт-Петербурга
► Открытки с видами столиц зарубежных государств (например,
Берлин (Германия), Париж (Франция), Лондон (Великобритания), Рим
(Италия), Токио (Япония), Пекин (Китай)
ИЗДЕЛИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА
НАРОДНЫЕ ИГРУШКИ
► Богородская резная игрушка:
«Мужик и медведь» Л. Смирнова, «Маша и медведь» И. Стулова,
«Царь Додон и Звездочёт» И. Стулова
Дымковская (вятская) игрушка: барыня, водоноска, нянька, всадник,
лошадка, козёл, баран, индюк, гусь
Русская матрёшка:
32
загорская, полхов-майданская, разновидности матрёшек -матрёшкабоярыня, матрёшка-боярин, витязь, старик-мухомор
Филимоновская игрушка-свистулька: барыня, мужик, всадник,
медведь, козёл, петух, курица, лиса
ДЕКОРАТИВНАЯ РОСПИСЬ
Гжельская керамика
(например, чайная пара, чайник, самовар, маслёнка «Жар-птица»)
Городецкая роспись по дереву (тарелка, прялка, шкатулка)
Жостовская роспись
на металлических подносах (например, подносы «Розовые
хризантемы», «Голубые цветы», «Букет лирический», «Жар-птицы»)
Лаковая миниатюра Мстёры (например, ларец «Садко», шкатулка
«Чудо-юдо рыба-кит»)
Палехская лаковая живопись (шкатулки, пудреницы)
Федоскинская лаковая живопись (например, шкатулки «Сказка», «Царь
Салтан и белка», «Аленький цветочек», «Хоровод», «Во поле берёзка
стояла», «Лель»)
Хохломская роспись по дереву (ложки, тарелки, утица, горшок, ковш,
шкатулка)
ДРУГИЕ ВИДЫ ИЗДЕЛИЙ
Вологодское кружево
Павлово-посадские платки и шали
(например, платки «Царевна», «Весенние грёзы», «Карнавал»; шали
«Времена года»)
Ростовская финифть
Скопинская керамика (горшок, кувшин, миска, крынка, квасник)
Художественные изделия из бересты (шкатулки, туеса)
Художественная роспись ткани (например, платки «Венок осенний»,
«Китайские цветы, шарф «Красные пионы», панно «Японские
мотивы»)
Примерный список детских книг с иллюстрациями известных
художников
Иллюстрации известных художников
Билибин И. Русские народные сказки «Белая уточка», «Василиса
Прекрасная», «Марья Моревна», «Перышко Финиста Ясна-Сокола»,
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сказка об Иване-царевиче, Жарптице и о сером волке», «Царевна-лягушка»
Васнецов Ю. «Три медведя» Л. Толстого, русские народные песенки в
обработке К. Чуковского «Пятьдесят поросят», «Русские народные сказки»
из сборника A. Афанасьева, сборники русских народных потешек «Радугадуга» и «Ладушки»
Владимирский Л. «Волшебник изумрудного города» Н. Волкова
33
Демченко 0.«Сказки-крошки»B. Кротова, «Почему пантера чёрная, а
леопард - пятнистый?»Л. Генденштейна по мотивам сказки Р. Киплинга
Дехтерёв Б.«Красная шапочка» Ш. Перро
Дубинчик Т.«Жили у бабули» по книге К.Д. Ушинского «Родное слово»,
альбом для рисования«Помаляка», «Колобок»
Елисеев А. русская народная сказки в обработке М. Булатова «Лисичка со
скалочкой»
Конашевич В. «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и
семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке» А.
Пушкина; «Чудо-дерево», «Путаница» и «Мойдодыр» К. Чуковского;
«Золушка» Ш. Перро; «Горшок каши» братьев Гримм; «Сказки» Г.-Х.
Андерсена; «Старик-годовик» В. Даля; «Сказ про муравья и великана» Н.
Кончаловской; русские волшебные сказки «Ненаглядная красота»;
английские детские песенки «Плывёт, плывёт кораблик»; английские
народные сказки «Как Джек ходил счастье искать»; французские народные
песенки «Сюзон и мотылёк»; польские народные детские песенки «Дедушка
Рох»
Лебедев В. «Разноцветная книга», «Усатый-полосатый», «Цирк» и «Мистер
Твистер» С. Маршака
Маврина Т. Русская народная сказка «Как у бабушки козёл», книжкапотешка «Плетень», «Сказка о золотом петушке» А. Пушкина
Манухин Я. Былина в обработке А. Нечаева «Микула Селянинович»
Орлова Н. Русские народные сказки «Колобок», «Лисичка со
скалочкой»,«Лисичка-сестричка и серый волк», «Двенадцать месяцев» С.
Маршака Пахомов А. «Азбука» Л. Толстого, «Рассказ о неизвестном герое»
С. Маршака, «А что у вас?» С. Михалкова Пивоваров В. «Старушки с
зонтиками» Мануэля Лопеса Рачев Е. русские народные сказки «Волк и
козлята», «Лиса и журавль», венгерская сказка «Два жадных медвежонка»
Репкин П. венгерская сказка «Два жадных медвежонка», «Краденое солнце»
К.Чуковского, «Сорока-белобока» Е.Благининой, словацкая сказка
«Усолнышка в гостях» Савченко А. русская народная сказка «Заюшкина
избушка», «Волшебник Изумрудного города» Н. Волкова) Сутеев
В«Слонёнок» Р. Киплинга, «Сказки вкартинках» В. Сутеева, «Кто сказал
«мяу?» С. Маршака Токмаков Л. книга шотландских песенок «Крошка Вилли
Винки» Федотова М.книги для бесед по картинкам «Гдемы были летом?»,
«Как мы провожали осень?», «Что мы делали зимой?», «Как мы встречали
весну?» Г. Фроловой Чарушин Е. «Медвежата», «Олешки», «Вот они какие»,
«Тюпа,Томка и сорока» и «Моя первая зоология» Е. Чарушина, «Детки в
клетке» С. Маршака, «Лесные разведчики» В. Бианки, «Лягушкапутешественница» Н. Гаршина Чекмарёва И. «Тихие стихи и звонкие песни»
В.Петровой, «Один и много» С. Теплюк,
«Зайкины истории»
Комплект художественных материалов, инструментов и оборудования
Бумага, основа для композиций
34
Листы белой и тонированной бумаги в формате А3, А4
Альбомы для детского художественного творчества
Рулоны обоев на бумажной основе
Белый и цветной картон
Наборы цветной и бархатной бумаги
Крепповая цветная бумага
Художественные материалы, инструменты и их «заместители»
Пластилин
Глина
Песок речной и декоративный
Кисти разных размеров(круглые, плоские и флейцы)
Краски гуашевые
Краски акварельные
Краски акриловые для «педагога»
Тушь цветная (для экспериментирования и тонирования бумаги)
Восковые цветные карандаши
Простые карандаши
Фломастеры
Пастель (начиная со старшей группы)
Гелевые ручки и краски
Ножницы для детского творчества (с безопасными кончиками лезвий)
Клей, клеящие карандаши, клейстер
Клеевые кисточки
Стеки, зубочистки
Ватные палочки
Степлеры (для педагога)
Штампики, колпачки фомастеров
Природный материал
Осенние листья и лепестки цветов
Соломка (круглая и в виде лент)
Семена подсолнечника, арбуза, тыквы, гороха, фасоли и других плодов
Крылатки клена и ясеня
Шишки (еловые, сосновые, пихтовые)
Желуди, каштаны, орехи, косточки
Скорлупа грецких орехов
Камешки и раковины
Палочки, веточки
Злаки, травы, хвоя, сухостой
Оборудование, одежда
Мольберты
Фланелегргаф
Поворотные диски
Футболки, фартуки
Салфетки бумажные и матерчатые
Список литературы
35
1. Адорно Т. Эстетическая теория. - М.: Республика, 2001.
2. Арапова-Пискарёва Н.А. О российских программах дошкольного
образования//До-школьное воспитание. - 2005. - №9.
3. Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии. - М.:
Эксмо-Пресс, 2002.
4. Буров А.И. Эстетическая сущность искусства// Проблемы и споры. - М.,
1987.
5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное
руководство. - М.: Владос-Пресс, 2006.
6. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной
культуры ребёнка. - М.: Просвещение, 1988.
7. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.:
Просвещение, 1967.
8. Галанов А.С., Коршелова С.Н., Куликова С.Л. Занятия с
дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
9. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - М.: ИЦ
Академия, 1997.
10.Григорьева Г.Г. Игровые приёмы в обучении дошкольников
изобразительной деятельности. - М., 1995.
11.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной
деятельности. - М.: Академия, 2000.
12.Доронова Т.Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность
детей. -М.: Просвещение, 1999.
13.Казакова Р.Г. и др. Рисование с детьми школьного возраста.
Нетрадиционные пики, сценарии занятий, планирование. - М.: ТЦ
Сфера, 2005. Казакова Т.Г. Детское изобразительное рчество. - М.:
14.Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое
пособие для воспитателей и педагогов. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
15.Комарова Т.С, Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников.
- М.: Педагогическое общество России, 2005.
16.Копцева Т. Природа и художник. - М.: Сфера, 2000.
17.Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду
(программа и конспекты занятий). - М.: ТЦ Сфера, 2005.
18.Пауэл У.Ф. Цвет и как его использовать: узнайте, что такое цвет... - М.:
Апрель: ACT, 2005.
19.Савенкова Л.Г. Изобразительное искусство и среда: Интегративная
программа полихудожественного развития на основе взаимодействия
искусств: Изобразительное искусство и среда (природа-архитектурасреда). 1-11 классы. М.: Магистр, 1995.
20.Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с
народным искусством. - М.: Мозаика-Синтез, 2005.
21.Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей
детей 3-7 лет (теория и диагностика). - М.: НИИ ХВ РАО, 1994.
22.Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. - М.:
Высшая школа, 1992.
36
23.Учебные планы дошкольных образовательных учреждений. Учебное
посо-бие/Сост. И.А. Патронова, О.А. Куликова, Л.Л. Тимофеева. - М.:
Педагогическое общество России, 2006.
24.Лыкова.И.А. Поделки из природного материала.
25.Лыкова.И.А. Листопад в ладошках
26.Лыкова.И.А. Художественный труд в детском саду
27.Лыкова.И.А. Экопластика. Аранжировки и скульптура из природного
материала.
28.Лыкова.И.А. Изобразительная деятельность в детском саду (старшая,
средняя, младшая группы) Методические рекомендации
29.Лыкова.И.А. Технологические карты (наглядно-методические пособия)
30.Лыкова.И.А. Лепим из пластилина (луг, лес, птицы, овощи, фрукты,
игрушки)
31.Лыкова.И.А. Рисование разными художественными материалами
(портреты, пейзажи, сюжеты, натюрморты, деревня, город, домашние
животные, игрушки, сказки, море, времена года)
32.Лыкова.И.А. Аппликация из бумаги(ткани)(луг, лес, море, овощи,
фрукты, космос, машины, игрушки, снежинки, насекомые,
натюрморты)
37