MyHI4UI4IIAJTbHOE ETOAXETHOE AOIIIKOIbHOE OEPA3OBATEJIbHOE yLIPEXAEHI4E
AETcKT{fi cn4 KoMEHHIapoBAHHofo BI,IAA }.{b 102
620072, r. E6arepun6ypr, yn. CupoMoJroroBa,14 a, ren/Qarc: 347.05-81,347-62-60
http :// I 02.tvoysadik.ru/ eJreKrpoHHan noqra: mdou 1 02@eduekb.ru
-
TIPI4FUITO
- Aercrzf
fleAarornqecKr,rM coBeroM
MBAOY -
BuAa J\b102
AercKLIft cat,
rou6nuvpoBaHHoro BuAa J\b I 02
flpororon Ne 1 or 29 .08,2024 r.
A O rr o Jr H I4 T E JI b H
Afl O E III E O FP A 3 O B A T E JI b H A,fl
IPOIPAMMA TIOAIOTOBKA AETEfi H IIIKOJIE
(CTYTIEHb YCTIEXA>
CPOK PEAJII,I3AUI,II4 3 |OAA (C 4 ao 7(8)
ret)
Pasp a6 o mq uR npoep eMMb, :
Mzurrf vrna Haralrr IOpreBHa,
neAafoF AoTIoJIHHTeJIbHO|O O6paSO BAH:/lfl
r. Erarepun6ypr, 2024 r.
СОДЕРЖАНИЕ:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ...................................................................................................... 3
Актуальность ..................................................................................................................................... 3
Практическая значимость программы.............................................................................................. 3
Педагогическая целесообразность ................................................................................................... 3
Структура рабочих тетрадей ............................................................................................................ 5
Связь с уже существующими программами по данному направлению .......................................... 5
Вид программы: модифицированная программа. ............................................................................ 5
Новизной и отличительной особенностью программы ................................................................... 5
Отличительные особенности данной образовательной программы ............................................... 9
Основные принципы: ........................................................................................................................ 9
Возрастные особенности детей ...................................................................................................... 10
Особенности возрастной группы детей .......................................................................................... 11
Сроки реализации дополнительной образовательной программы................................................ 11
Вид детской группы ........................................................................................................................ 11
Особенности набора детей.............................................................................................................. 11
Количество детей по годам обучения ............................................................................................ 12
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ................................................................................................. 12
И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «РАЗ -СТУПЕНЬКА» ...................................... 12
Показатели результативности образовательной программы ......................................................... 12
По окончанию третьего года обучения дети овладевают знаниями и умениями:....................... 13
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ .............................................................................. 14
И СПОСОБЫ ИХ ПРОВЕРКИ К ПРОГРАММЕ «РАЗ -СТУПЕНЬКА» ...................................... 14
Третий год обучения ....................................................................................................................... 14
5-6 лет ............................................................................................................................................... 14
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ......................................................................... 15
«РАЗ -СТУПЕНЬКА» ..................................................................................................................... 15
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН................................................................................... 15
«РАЗ - СТУПЕНЬКА» .................................................................................................................... 15
Третий год обучения ...................................................................................................................... 15
с 5 до 6 лет ...................................................................................................................................... 15
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ..................................................................................................... 16
«РАЗ - СТУПЕНЬКА» .................................................................................................................... 16
Третий год обучения ...................................................................................................................... 16
с 5 до 6 лет ...................................................................................................................................... 16
ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ............................................................................................... 18
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ .................................................................................. 23
Организационные условия:............................................................................................................. 23
Кадровые условия: .......................................................................................................................... 23
Материально-технические условия: ............................................................................................... 23
ЛИТЕРАТУРА ................................................................................................................................ 25
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДУЕМАЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ДАННОЙ
ПРОГРАММЕ ................................................................................................................................. 26
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК ........................................................................................ 27
к рабочей дополнительной ............................................................................................................. 27
общеразвивающей образовательной программе............................................................................ 27
«Раз- ступенька» ............................................................................................................................. 27
для детей от 5 до 6 лет .................................................................................................................... 27
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ........................................................................................................................... 29
к рабочей дополнительной ............................................................................................................. 29
общеразвивающей образовательной программе............................................................................ 29
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование необходимости разработки и внедрения предлагаемой программы в
образовательный процесс
Модифицированная дополнительная образовательная программа обучения математике
имеетсоциально-педагогическую направленность и составлена на основе государственной
программы развития математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…»,
предлагаемой Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной для дошкольной подготовки.
Актуальность
Математическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного
процесса дошкольного образовательного учреждения. Содержание элементарных
математических представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста, вытекают из
самой науки, ее первоначальных, основополагающих понятий, составляющих
математическуюдействительность.
Исследования психологов, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что
наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточным
объемом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика с
определенным набором таких качеств, как умение слушать и слышать, работать в коллективе
исамостоятельно, желание и стремление думать, стремление узнать что-то новое.
Дополнительная образовательная программа развития речи и подготовки к обучению грамоте «По
дороге к Азбуке» имеет культурологическую направленность и составлена на основе государственной
программы «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте», предлагаемой Р.Н. Бунеевым, Е.В.
Бунеевой, Т.Р. Кисловой для дошкольной подготовки, в соответствии с требованиями:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»
Приказа Министерства образования Российской Федерации от 29. 08. 2013 г. № 1008 "Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020.
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07. 2014 г.
№ 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно – эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей.
Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения,
обеспечивает решение задачи интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них
познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их
здоровья.
3
Практическая значимость программ
Практическая значимость программ состоит в интегрированном обучении, что помогает
избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и
целью, и средством обучения.
Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать
красотуокружающей действительности во всем ее разнообразии.
Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний,
представлений на стыке традиционных предметных знаний.
Педагогическая целесообразность
Из многолетнего опыта работы с детьми по развитию математических представлений
понятно, что основной формой познавательной деятельности дошкольников является игра,
поэтому занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием различных
дидактическихигр, что позволяет детям успешно овладеть различными математическими
представлениями.
Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно
рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать
правильное решение среди различных вариантов ответов. Знакомство детей с новым
материалом осуществляется на основе деятельностного метода, когда новое знание не
даетсяв готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения,
выявлении существенных признаков. А педагог подводит детей к этим «открытиям»,
организуя и направляя их поисковые действия.
Исследования математических проблем может проводиться не только на занятиях по
математике, на и на занятиях интегрированного типа. Так, пространственно-временные
отношения и сравнение величин можно связать с материалом по изучению окружающего
4
мира. На занятиях по изобразительному искусству для декоративного рисования можно ввести
поиск закономерности (порядка) и нарушения закономерности (порядка), понятие ритма в
узоре, составление узора из геометрических фигур и т.п. Практически все установленные на
занятиях связи и отношения можно закреплять во время прогулок в естественной,
непринужденной форме, работая с детьми индивидуально.
Возрастные особенности детей 3-7 лет требуют использования игровой формы деятельности.
Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются
формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных
интересов и коммуникативных способностей. В этом возрасте развивается память и внимание.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление.
На занятиях используются в качестве пособия красочные тетради на печатной основе. Здесь
можно рисовать, раскрашивать, писать. Такая форма помогает организации активной
деятельности малыша. Занятие проводится не только к работе за столом над страничкой
учебного пособия. Тетради используются в основном для закрепления сформированных
представлений и для организации самостоятельной работы ребенка. Само же «открытие»
должно происходить в ходе активного участия детей в дидактических и ролевых играх.
Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не
выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки. Для проведения
физкультминутки используются речевки или небольшие детские песенки.
Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими
заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основной для формирования у них
правильной самооценки результатов своих действий.
Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В
течение 2 – 3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети
могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным.
Эта обратная связь помогает педагогу впоследствии скорректировать свою работу.
Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на
его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок на
занятиях продвигается вперед только своим темпом и с постоянным успехом!
Для решения этой задачи в учебное пособие в учебный материал разной степени сложности от необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания,
которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда
ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями,
выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в
схематизированной или знаковой форме. Такие задания в учебном пособии помечены
звездочкой. Они предназначены для детей более подготовленных и могут выполняться только
по их желанию.
Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая
комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера
доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого
ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их
нормального психофизического состояния.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления,
творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические
5
объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно
встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.
Структура рабочих тетрадей
Структура рабочих тетрадей для занятий такова, что педагог в зависимости от конкретной
ситуации (уровня подготовки детей, их количества, возможностей использования
демонстрационного и раздаточного материалов и т.д.) может отобрать наиболее подходящие
для его детей задания, сохраняя общую методику, общий подход и обеспечивая реализацию
поставленных целей адекватными средствами.
Обычно для работы в группе отбираются 3 – 4 задания, а остальные рекомендуется выполнить
дома вместе с родителями, но только по желанию детей (задания, рекомендованные для
занятий дома, предварительно разбираются на занятиях). Пособие предоставляет родителям,
которые этого желают, внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребенка.
Совместный поиск решения проблем помогает организовать общение детей и взрослых,
которое не только способствует лучшему усвоению материала, но и обогащает духовный мир
ребенка, устанавливает связи между старшим и младшим, необходимые им в дальнейшем для
решения как учебных, так и жизненных проблем.
Вид программы: модифицированная программа.
Новизной и отличительной особенностью программы
В программе обращается особое внимание на развитие тех качеств личности, тех особенностей
психических процессов и тех видов деятельности, которые определяют становление
устойчивых познавательных интересов детей и успешное обучение их в школе.
Исходя из этого, программа «Раз ступенька» построена не по областям знаний, а в
соответствии с логикой психического развития дошкольников: мышления, воображения,
внимания, объяснительной речи: произвольности процессов; ценностного отношения к
окружающему миру и к себе.
Возраст детей, участвующих в реализации программы - с 5 до 7 лет
Срок реализации программы – 2 года
Цели:
расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в
непосредственный актив, то есть в зону актуального развития;
6
развитие познавательных и творческих способностей детей (личностное развитие)
формирование гармоничной личности,
всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста, способствующее успешному его
обучению в общеобразовательной школе.
Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:
Обучающие задачи:
1. Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных
интересов, радость творчества.
2. Познакомить детей с общими математическими понятиями.
3. Формировать математические представления о числах.
4. Формировать пространственно-временные отношения.
5. Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве
с помощью плана.
6. Формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой
формы, знакомить с геометрическими фигурами.
7. Учить составлять фигуры из частей и делить фигуры на части, конструировать
фигуры из палочек.
8. Увеличение объема внимания и памяти.
9. Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения,
классификации, аналогии).
10. Обучение звуко-слоговому анализу слов.
11. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.
12. Развития грамматического строя речи.
Развивающие задачи:
1. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих
способностей.
2. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
3. Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с
заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.
Воспитательные задачи:
1. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать
правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами
окружающих.
2. Воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения
друг к другу.
3. Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать
правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами
окружающих.
4. Формировать умение планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии
с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий и т.д.
Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и
сравнением величин , пространственными и временными ориентировками. Программа
включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной
форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками,
дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.
7
Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на
его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен
продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи
включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до
возможного максимума.
Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать
мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не
только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его
познавательных интересов и коммуникативных способностей.
Содержание используемой государственной программы курса развития математических
представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…» рассчитано на 4 года обучения.
Программа курса отражает современные научные взгляды на способы организации
развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного
развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления,
способствует сохранению и поддержке их здоровья.
Реализация содержания настоящей модифицированной программы развития математических
представлений и подготовки к школе возможна на основании учебно-методического комплекта
авторов Л.Г. Петерсон и Е.Е. Кочемасова «Игралочка» и авторов Л.Г. Петерсон и Н.П.
Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька…» (тетради на печатной основе, ч. 1-2, 3-4),
ориентированного на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к
математике.
Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности. Вот
почему используется большое количество игровых упражнений. Психологи, оценивая роль дидактических игр, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и
способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных
способностей.
Занятие не сводятся к работе за столом над страничкой учебного пособия. Пособие используется
в основном для закрепления сформированных представлений и для организации самостоятельной работы ребенка. Само же "открытие" должно происходить в ходе активного участия
детей в дидактических и ролевых играх.
Для того чтобы переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную), не
выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки. Если для проведения
физкультминутки используется речевка, слова ее обычно разучиваются с детьми заранее.
Тетради на печатной основе помогают организовать самопроверку детьми выполненных ими
заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них
правильной самооценки результатов своих действий.
Формированию навыков самооценки способствует также подведение итогов занятия. В
течение 2 - 3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях занятия. Здесь же дети
могут высказать свое отношение к занятию, к тому, что им понравилось, а что было трудным.
Эта обратная связь поможет взрослому в последующем скорректировать свою работу.
Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем
развития, необходимо дифференцировать задания с учетом индивидуальных особенностей
ребенка, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться
вперед своим темпом и с постоянным успехом!
Для решения этой задачи в учебное пособие включен материал разной степени сложности - от
необходимого минимума до возможного максимума. Здесь есть и стандартные задания,
которые требуют применения той или иной известной детям операции, и нестандартные, когда
8
ребенок, приступая к решению, не знает заранее способа действий. Наряду с заданиями,
выполняемыми на предметной основе, включены задания, которые даются в
схематизированной и знаковой форме. Такие задания в учебном пособии помечены звездочкой.
Они предназначены для детей, более подготовленных, и могут выполняться только по их
желанию. Необходимым условием организации занятий с дошкольниками, является
психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие.
Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для
каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для
их нормального психофизиологического состояния.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления,
творческих способностей детей. Дети не просто исследуют различные математические
объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Они постоянно
встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения. Например, выбирая из
предметов - "яблоко", "мяч", "кубик" - лишний предмет, дети могут назвать кубик, так как он
отличается от двух других формой; лишним может быть яблоко, так как это фрукт, а остальные
предметы - игрушки; лишним может быть и мяч, если он синий, а яблоко и кубик - красные.
Работая с фигурами "Геометрического лото", дети могут подобрать разные фигуры,
отличающиеся от маленького желтого квадрата одним признаком - маленький желтый круг,
большой желтый квадрат, маленький синий квадрат и т.д.
Таким образом, работа с дошкольниками в данной программе строится на основе следующей
системы дидактических принципов:
- создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрес-сообразующих
факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности);
- новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное "открытие" его детьми
(принцип деятельности);
- обеспечивается возможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого
ребенка своим темпом (принцип минимакса);
- при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира (принцип целостного представления о мире);
- у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически
предоставляется возможность выбора (принцип вариативности);
- процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой
деятельности (принцип творчества);
- обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип
непрерывности).
Изложенные выше принципы отражают современные научные взгляды на основы организации
развивающего обучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития детей, формирования у них познавательных интересов и творческого
мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.
Обычно для работы в группе отбираются 3-4 задания, а остальные рекомендуется выполнить
дома вместе с родителями по желанию
Если на занятиях разобрать с детьми содержание заданий, рекомендованных для работы дома,
то это поможет им проявить большую самостоятельность и заинтересованность в процессе
выполнения заданий вместе с родителями.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом
образования. Отличительными особенностями являются:
9
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных,
метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
Основной формой занятий являются занятия с малокомплектной группой детей.
Занятия проводятся в игровой форме, которое является обязательным для занятий с дошкольниками.
Вместе с тем, широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей,
воспитывающей роли занятий.
В отборе материала к занятиям предусмотрены ориентиры на связи с программным материалом по
предметам: русский язык, окружающий мир.
Обучаясь по данной программе, у учащихся будет проявляться самостоятельное стремление расширять
свой кругозор.
Дополнительная образовательная программа развития речи и подготовки к обучению грамоте «По
дороге к Азбуке» имеет культурологическую направленность.
При обучении используются следующе технологии: технология развивающего обучения; технология
индивидуализации обучения; личностно-ориентированная технология; компетентностного и
деятельностного подхода.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является, именно, развитие
культурологической направленности и развитие познавательных способностей, общеучебных умений и
навыков.
Принципы отбора содержания
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
При реализации программы используются следующие формы и методы:
Основные методы обучения:
беседа;
игра;
практическая работа;
коллективные, парные и индивидуальные исследования.
проблемно-ситуационные методы обучения
10
Возрастные особенности детей
В процессе образовательной деятельности у дошкольников воспитывается активное отношение к
собственной деятельности. Они должны уметь выделять в ней цель и способы достижения (что
делать и как делать); самостоятельно на основе указаний воспитателя определять способы
выполнения задания; активно участвовать в обсуждении задания, добиваться конечного
результата, в случае затруднения проявлять настойчивость и целеустремленность.
У детей формируются элементарные действия контроля и оценки: в процессе выполнения
заданий (поэтапно) они должны устанавливать соответствие получаемых результатов образцу
или условиям, определяемым взрослым, в случае несоответствий устранять их самостоятельно.
Педагог поддерживает проявление дошкольниками стремления к совместной деятельности: дети
должны уметь проявлять внимание к затруднениям товарища, предлагать помощь, проявлять
сдержанность в случае неправильного действия сверстника, справедливо и доброжелательно
оценивать работы сверстников; выполнять задание вдвоем, втроем, распределять между собой
работу, согласовывая свои действия. К перечню условий, обеспечивающих успешность
деятельности, можно отнести создание в педагогическом процессе ситуации успеха. С. Френе
отмечал, что неудачи являются одним из главных барьеров на пути развития детей. «Человек не
может существовать без успехов, которые независимо от их характера способствуют его
жизненному самоутверждению».
В дошкольном возрасте ребенок все чаще познает мир за пределами своей семьи. Усложняется
содержание общения с окружающими людьми, увеличивается число видов деятельности,
которыми овладевает ребенок. Основная тенденция дошкольного возраста выражается в
возникновении стремления ребенка быть таким же как взрослый. Однако сами взрослые не
всегда готовы принять данную позицию ребенка, запрещая ему манипулировать многими
предметами быта. Подражая взрослым, ребенок проявляет самостоятельность, приучается к
общественно полезному труду. Потребность быть как взрослый удовлетворяется в сюжетноролевой игре наиболее сложном виде деятельности, который ребенок осваивает на протяжении
дошкольного возраста. Поэтому когда ребенок на просьбу родителей что-либо сделать, отвечает,
что еще не доиграл, нужно посмотреть, во что именно играет ребенок. В играх дети проигрывают
роли и ситуации, которые видят в реальной жизни. Важную роль в жизни ребенка-дошкольника
играет сверстник. У детей формируются относительно устойчивые симпатии, складывается
совместная деятельность. Общение со сверстником это общение с равным себе, оно дает
возможность ребенку познавать самого себя.
Специфичными для дошкольного возраста являются продуктивные (изобразительные)
виды деятельности:
рисование,
конструирование,
аппликация,
лепка.
В результате осуществления этой деятельности ребенок производит не только какой-то
продукт, отображая в нем свои впечатления и опыт жизни, но так же развивает моторику,
воображение, внимание, память и другие познавательные процессы. В этом плане
продуктивные виды деятельности сходны с игрой.
В дошкольном возрасте развиваются также элементы трудовой и учебной деятельности. Труд
детей состоит в том, что они выполняют поручения взрослых, подражая им, выражают интерес
к процессу деятельности. Очень важно взрослым именно в этот период поощрять труд ребенка.
При этом нельзя критиковать сделанную работу. Важно не то, как ребенок ее сделал, а то,
насколько ему это нравилось делать. Если родители в дальнейшем будут поощрением
11
подкреплять желание работать, то в дальнейшем это закрепиться и ребенок с удовольствием
будет выполнять любую работу. Важно при этом оценивать труд ребенка, говоря, что это у тебя
получилось хорошо, а вот здесь не очень, но в следующий раз обязательно получится.
Элементы учебной деятельности проявляются в умении ребенка слышать и слушать взрослого,
следовать его советам, действовать по образцу и по правилу, в осознании способов выполнения
действий.
В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка.
Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что
ребенок устанавливает связи и отношения между предметами прежде всего на основе
непосредственных впечатлений. Сформированность навыков учебной деятельности поможет
дошкольнику в его последующей школьной жизни.
Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире,
сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными
операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира,
уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно положительное
отношение к учению; способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий
для выполнения поставленных задач. Кроме этого, необходимо наличие у ребенка мотивов,
побуждающих к учению. Не менее важным являются навыки речевого общения, развития
мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.
Особенности возрастной группы детей
Работа ведется с детьми желающими заниматься математикой. Занятия проводятся с детьми
дошкольного возраста. Количество детей – 12 человек.
Первый год обучения дети 5-6 лет
Старший дошкольный возраст
Второй год обучения Дети 6-7 лет
Старший дошкольный возраст
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Данная образовательная программа рассчитана на 2 года.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю во второй половине дня.
Продолжительность занятия для каждой возрастной группы разная и составляет:
Первый год обучения
дети 5-6 лет
Старший дошкольный
возраст
25 минут
(один академический час)
Второй год обучения
Дети 6-7 лет
Старший дошкольный
возраст
30 минут
(один академический час)
Вид детской группы
Группа детей профильная, имеет постоянный состав.
12
Особенности набора детей
Набор детей производится в свободном порядке
13
Количество детей по годам обучения
Занятия проводятся по группам. Наполняемость – до 12 человек, что позволяет продуктивно
вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми.
Основной формой работы с детьми является занятие, продолжительность которого
соответствует возрастным нормам детей.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К ПРОГРАММЕ «РАЗ -СТУПЕНЬКА»
(5 -7 лет)
Показатели результативности образовательной программы
Показатель
Способы проверки усвоения содержания
Уровень культуры обучающихся
Беседа, наблюдение
Уровень развития творческого мышления
Выставки, конкурсы, оценка уровня
выполнения творческих заданий
Наблюдение, беседа, игра - импровизация
Уровень развития познавательной
активности
Уровень развития мышления
Диагностические задания, беседа, опрос.
Уровень развития коммуникативных
способностей
Игра – беседа, наблюдение
Уровень развития символических
способностей (воображения и игры)
Наблюдение, беседа
Оценка результативности работы в группе включает педагогическую диагностику уровня
развития детей и овладения ими программным материалом (тестирование), оценку
удовлетворенности родителей работой педагога (анкетирование). Знания, умения и навыки
контролируются на текущих занятиях, занятиях-повторениях, занятиях обобщениях.
Более полное контролирование знаний детей проводится дважды:
Первый раз – в сентябре, когда, чтобы выявить уровень знаний и умений ребенка.
Второй раз - в мае, итоговая диагностика знаний и умений ребенка, в результате которой
педагог получает представление о знаниях ребенка. Педагог дает конкретные рекомендации
родителям на лето.
С целью презентации обученности детей проводятся «открытые» занятия с детьми для
родителей, при организации участия в праздниках, в ходе проведения тематических
праздников, например: «Праздник числа» и другие, постоянно действующие выставки
достижений детей.
В числе традиционных мероприятий учреждения – День открытых дверей, праздники Осени,
Новогодняя елка, Мамин день, День здоровья, Масленица, Выпускной праздник, в каждом из
которых дети принимают участие, и наблюдается степень обученности воспитанников.
14
В качестве перспективной формы презентации обученности педагог использует портфолио
воспитанника (листы с выполненными заданиями)
Листы с выполненными заданиями проверяются индивидуально у каждого ребенка. Если
какое-либо задание вызывает трудность у большинства детей, целесообразно рассмотреть на
последующих занятиях аналогичное в новой игровой ситуации, при индивидуальных
затруднениях проводится индивидуальная работа и консультирование родителей.
После проверки листы с дополнительными заданиями складываются в папку или вклеиваются
в альбом. Папка в начале года была пустой, а к лету наполнится многими интересными
работами. За год там собираются все работы ребенка. Таким образом, формируется первое
портфолио ребенка.
По окончанию первого года обучения дети овладевают знаниями и умениями:
1. Уметь выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов
и совокупностей;
2. Уметь объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между
частью и целым;
3. Уметь находить части целого и целое по известным частям;
4. Уметь считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
5. Уметь называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа;
6. Уметь соотносить цифру с количеством предметов;
7. Уметь измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать
предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;
8. Уметь в простейших случаях разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые
фигуры из их частей;
9. Уметь выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе
клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
10. Уметь называть части суток, последовательность дней в неделе, месяцы в году.
По окончанию второго года обучения дети овладевают знаниями и умениями:
1. В простейших случаях выделять и объяснять признаки сходства и различия двух предметов (по
цвету, форме, размеру).
2. Продолжать ряд, составленный из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком,
самостоятельно составлять подобные ряды.
3. Сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, вместимости.
4. В простейших случаях находить общий признак совокупности предметов, состоящей из 4—5
элементов, найти в совокупности "лишний" элемент.
5. Соотносить запись чисел 1-10 с количеством и порядком элементов.
6. Сравнивать совокупности предметов путем составления пар и на основе этого - сравнивать числа в
пределах 10.
7. Устанавливать пространственно-временные отношения, находить последовательность событий и
нарушение последовательности.
8. Распознавать простейшие геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы,
сходные по форме.
9. Познакомиться с количественным и порядковым счетом в пределах десяти.
10. Познакомиться с идеей сохранения количества.
Методы отслеживания результатов – педагогическое наблюдение, педагогический анализ.
15
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«РАЗ -СТУПЕНЬКА»
Первый год
обучения5-6 лет
№ п/п
Разделы программы
1
2
3
4
5
8
Свойства предметов
Сравнение групп предметов
Отношение: часть - целое
Пространственные отношения
Удаление части из целого (вычитание)
Представление о замкнутой и
незамкнутой, ломаной линиях
Больше-меньше
9
Итого:
Общее
количество
часов
5
2
2
6
1
2
Общее количество часов
Теория
Практика
2
20
1
0,5
1
2
0,5
1
4
1,5
1
4
0,5
1
1
7
1
13
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«РАЗ -СТУПЕНЬКА»
Второй год
обучения6-7 лет
№
п/п
1.
2.
3.
4.
Наименование раздела
Подготовка к сравнению предметов и совокупностей.
Подготовка уизучению чисел 1-10
Подготовка к формированию пространственно-временным
представлений
Знакомство с геометрическими фигурами
ИТОГО:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«РАЗ - СТУПЕНЬКА»
Первый год
обученияс 5 до 6 лет
Темы
Тема №1 Свойства предметов
Тема № 2 Свойства предметов
Тема № 3 Свойства предметов
Тема № 4 Свойства предметов
Тема № 5 Свойства предметов
Тема № 6 Сравнение
Тема № 7 Сравнение
Тема № 8 Сравнение
Тема № 9 Сложение
Тема № 10 На, над, под
Тема № 11 Справа, слева
Тема № 12 Справа, слева
Тема № 13 Вычитание
Тема № 14 Между, посередине
Тема № 15 Один-много
Количество
занятий
20
24
10
10
64
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
декабрь
январь
январь
февраль
февраль
март
март
16
Тема № 16 Число 1. Цифра 1.
Тема № 17 Внутри, снаружи
Тема № 18 Число 2. Цифра 2. Пара.
Тема № 19 Точка. Линия. Прямая и кривая линии.
Тема № 20 Отрезок. Луч.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
«РАЗ - СТУПЕНЬКА»
Второй год обучения
с 6 до 7 лет
Темы
Тема №1 Свойства предметов
Тема № 2 Свойства предметов
Тема № 3 Свойства предметов
Тема № 4 Вычитание
Тема № 5 Количество и счет
Тема № 6 Отрезок и луч
Тема № 7 Число 3. Цифра 3
Тема № 8 Сравнение
Тема № 9 Число 4. Цифра 4.
Тема № 10 Число 5. Цифра 5.
Тема № 11 Число 6. Цифра 6.
Тема № 12 Длина. Измерение длины.
Тема № 13 Число 7. Цифра 7.
Тема № 14 Измерение массы.
Тема № 15 Количество и счет.
Тема № 16 Число 8. Цифра 8
Тема № 17 Сравнение по обьему.
Тема № 18 Число 9. Цифра 9.
Тема № 19 Число 0
Тема № 20 Повторение
Март
апрель
апрель
май
май
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Октябрь
октябрь
Ноябрь
Ноябрь
Декабрь
декабрь
январь
январь
февраль
февраль
март
март
март
апрель
апрель
апрель
май
май
17
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«РАЗ - СТУПЕНЬКА»
Первый год
обученияс 5 до 6 лет
Тема
занятия
Свойства
предметов.
Свойства
предметов.
Свойства
предметов.
Сравнение
групп
предметов.
Свойства
предметов.
Сравнение
групп
предметов.
Число 5.
Цифра 5.
Сложение.
Пространствен
ные
отношения: на,
над, под.
Пространствен
ные
отношения:
слева, справа.
Задачи
Формировать умение выявлять и сравнивать свойства предметов,
находить общее свойство группы предметов.
Закрепить представления детей о свойствах предметов (цвет,
форма, размер, материал, назначение и т.д.).уточнить
представления о формах геометрических фигур – квадрат, круг,
треугольник, прямоугольник, овал.
Формировать представления о признаках сходства и различия
между предметами. Объединять предметы в группы (по сходным
признакам) и выделять из группы отдельные предметы,
отличающиеся каким-либо признаком.
Закрепить представления о различных свойствах предметов.
Формировать умение сравнивать предметы по размеру и
устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера.
Формировать умение сравнивать группы предметов путем
составления пар. Закрепить представления о порядке увеличения и
уменьшения размеров.
Закрепить представления о различных свойствах предметов.
Формировать умение сравнивать предметы по размеру и
устанавливать порядок уменьшения и увеличения размера.
Закрепить понятия «равенство» - «неравенство» и умение
правильно использовать знаки « = » и « ≠ » Закрепить знание
свойств предметов, повторить знакомые геометрические формы.
Закрепить представления о равенстве и неравенстве групп
предметов, умение правильно выбрать знак « = » или « ≠ ».
Закрепить знание свойств предметов, умение ориентироваться в
таблице.
Познакомить с образованием и составом числа 5, с цифрой 5.
закрепить знание цифр 1 – 4, понятия многоугольника, числового
отрезка.
Сформировать представление о сложении как объединении групп
предметов. Познакомить со знаком « + ». Закрепить знание свойств
предметов.
Уточнить пространственные отношения: на, над, под. Закрепить
представления о сложении как объединении предметов.
Закрепить пространственные отношения: слева, справа. Закрепить
смысл сложения, взаимосвязь целого и частей.
18
Пространствен Закрепить пространственные отношения: слева, справа. Закрепить
ные
смысл сложения, взаимосвязь целого и частей.
отношения:
слева, справа.
Формировать представление о вычитании как об удалении из
группы предметов ее части. Познакомить со знаком « - ».
Вычитание.
Закреплять знание свойств предметов, пространственные
отношения.
Пространствен
ные
отношения:
между,
посередине.
Один – много.
Число 1.
Цифра 1.
Внутри,
снаружи.
Сложение и
вычитание по
таблице.
Уточнить пространственные отношения: между, посередине.
Закрепить понимание смысла действия вычитания.
Сформировать представления о понятиях: один, много. целого и
частей, действиях сложения и вычитания.
Закрепить пространственные отношения, представления о
сложении и вычитании.
Познакомить детей с числом 1 и графическим рисунком цифры 1.
закрепить представления о взаимосвязи целого и частей, действиях
сложения и вычитания.
Уточнить пространственные отношения: внутри, снаружи.
Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязь
целого и частей.
Познакомить с образованием и составом числа2, цифрой 2.
Число 2.
Закрепить понимание смысла действий сложения и вычитания,
Цифра 2. Пара. взаимосвязи целого и частей.
Точка. Линия.
Отрезок. Луч.
Число и цифра
3.
Замкнутые и
незамкнутые
линии.
Формировать представления о точке, линии, прямой и кривой
линиях. Закрепить умение соотносить цифры 1 и2 с количеством,
смысл сложения и вычитания, отношения – справа, слева.
Сформировать представления об отрезке, луче. Учить соотносить
цифры 1 и 2 с количеством, составлять рассказы, в которых
описывается сложение и вычитание в пределах 2.
Познакомить с образованием и составом числа 3. закрепить
представления о сложении и вычитании, умение сравнивать
предметы по свойствам.
Формировать представления о замкнутой и незамкнутой линии.
Закрепить умение соотносить цифры 1 – 3 с количеством
предметов, навыки счета в пределах трех, взаимосвязь целого и
частей.
19
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«РАЗ - СТУПЕНЬКА»
Второй год
обученияс 6 до 7
лет
Тема занятия
Задачи
Подготовка
к
сравнению Формирование представлений о свойствах предметов:
предметов и совокупностей (20 цвет, форма, размер и др. Выделение признаков
часов)
сходства и различия. Непосредственное сравнение по
длине,
ширине,
высоте,
объему
(вместимости).Объединение предметов в совокупность
по общему признаку. Выделение части совокупности,
нахождение
"лишних"
элементов.Сравнение
совокупностей по количеству предметов путем
составления пар.Равенство совокупностей.Поиск и
составление закономерностей. Поиск нарушения
закономерности.
Подготовка к изучению чисел 1- Знакомство с понятиями "один" и "много".
10 (24 часов)
Образование последующего числа путем прибавления
единицы. Формирование представлений о сохранении
количества. Количественный и порядковый счет от 1 до
10.Знакомство с наглядным изображением чисел 1—10,
формирование
умения
соотносить
цифру
с
количеством.
Подготовка к формированию Формирование пространственных отношений: на —
пространственно-временных
над — под, слева — справа - посередине, вверху представлений (10 часов)
внизу, снаружи - внутри, за - перед и др. Ориентировка
в пространстве с помощью элементарного плана.
Временные отношения: раньше — позже, вчера —
сегодня — завтра. Установление последовательности
событий.
Знакомство с геометрическими Формирование умения выделять в окружающей
фигурами (10 часов)
обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с
геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник,
треугольник, круг, шар, цилиндр, конус, пирамида,
параллелепипед, куб
20
ЛИТЕРАТУРА
1. Амонашвили Ш.А. В школу - с шести лет. - М., 2002.
2. Аникеева Н.Б. Воспитание игрой. - М., 1987. 1.
3. Асмолов А.Г. "Психология личности".- М. : Просвещение 1990г.
4. Батурина Л. Я начинаю учиться. Пособие для детей дошкольного возраста.Вып.1.М., 1995.
5. Безруких М.М., Ефимова СП. Упражнения для занятий с детьми, имеющими
трудности приобучении письму. - Тула, 1997.
6. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие для студентов высш.
Пед. учебных заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2005.
7. Бочек Е.А. Игра-соревнование “Если вместе, если дружно” //Начальная школа, 1999, №1.
8. Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных
способностей удетей дошкольного возраста. - М., 1989.
9. Власова Г.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. Пособие для учителя.
Изд. 2- е,перераб.- М., 1996.
10. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. - М., 1993.
11. Волина В.В. Учимся играя. - М., 1994.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.
13. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А.А.Столяра.
- М.,1991.
14. Дорофеева Г.В.– «Школа 2000…», Математика для каждого: концепция, программы,
опытработы (под ред. М., УМЦ «Школа 2000…», 2000.
15. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Геометрия для малышей. Изд. 2-е. - М., 1978.
16. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001.
17. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. - М., 1997.
18. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1985.
19. Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6-ти лет. С-Пб., 2001.
20. Карпенко М. Т. Сборник загадок. - М., 1988.
21. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения. - Ярославль, 1997.
22. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1995
23. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000
24. Колесникова Е.В. «Диагностика математических способностей» рабочая тетрадь для
детей5 – 6 лет. М., «ТЦ Сфера», 2002г.
25. Колесникова Е.В. «Тесты для детей 4 - 5 лет»
26. Лопухина И. С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. -М., 1995.
27. Маршак С.Я. От одного до десяти. Веселый счет. - М., 1959.
28. Мерзон А.Е., Чекин А.Л. Азбука математики. - М., 1994. 8. Математика от трех до
семи /Учебное методическое пособие для воспитателей детских садов. – М., 2001.
29. Новикова В.П. «Математика в детском саду» 6лет. М., «Мозаика-синтез», 2005г.
30. Новосёлова С.Л. Игра дошкольника. - М., 1999.
31. Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М., 1996.
32. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка», 1, 2 часть, М., «Ювента», 2010г.
33. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Методические рекомендации для учителя «Игралочка», 1,
2 часть, М., «Ювента», 2010г.
34. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Методический комплект «Игралочка», 1, 2 часть, М.,
«Ювента», 2010г.
35. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Практический курс математики для дошкольников.
«Игралочка», 1, 2 часть, методические рекомендации для учителя .М., «Ювента», 2010г.
36. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Рабочая тетрадь «Игралочка», 1, 2 часть, М.,
«Ювента», 2010г.
37. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.
38. Шевелев К.В. «Тесты по математике», М., «Ювента», 2010г.
21